Очередной, уже 10-ый по счету фестиваль немецкого кино в 35 мм, как всегда, порадовал изрядным количеством потрясающе качественных, настоящих, безыскусных, и в то же время по-настоящему глубоких - поистине немецких фильмов.

Прошлый год открыл для меня невероятную картину "Беги, если сможешь" (Renn wenn du kannst, 2010), которая прочно вошла в мой личный ТОП-5 лучших фильмов.

Этот год порадовал в первую очередь премьерой совместной германо-российской ленты "4 дня в мае" (3 Tage im Mai, 2011) молодого режиссера Ахима фон Борриса (к слову сказать, с откровенно нелюбимым Алексеем Гуськовым в главной роли). Фильм рассказывает о первых послевоенных днях в мае 45-ого, когда война закончилась и немецкое командование объявило о капитуляции. К побережью Северного моря высылают группу советских военных, главная задача которых – взять в плен оставшиеся в районе немецкие группы, не дать им переправиться в Данию. Взвод под командованием капитана Калмыкова занимает пост в детском доме, расположенном в старом немецком замке на берегу Северного моря. Дети, оставшиеся в доме под присмотром баронессы, дочери петербургских эмигрантов, - в основном девочки-сироты, потерявшие в войну всех родственников, которым просто некуда идти. Среди них – 13-летний Петер, люто ненавидящий русских: его отец погиб под Курском. Выясняется, что на побережье ждет удобного случая уйти из Германии по морю немецкое подразделение. Петер посылает им сигналы бедствия и ждет освобождения из «русского» плена. Пока немцы раздумывают, не желая погибать в последние дни войны, Петер проникается все большей симпатией к капитану, которого бойцы ласково зовут «Горыныч». В конце концов, немецкий полковник все-таки принимает бой, но вовсе не с группой русского капитана…




Так случилось, что на премьерном показе наши места оказались рядом с несколькими молодыми актерами, занятыми в картине - и на мое восприятие сильно повлияла искренняя реакция Григория Добрыгина, переживавшего особо сильные моменты так, словно действие на экране было реальным, живым - и словно не были ему знакомы мельчайшие детали фильмопроизводства, все режиссерские трюки и находки, использованные при создании этого фильма, и многочисленные дубли, требовавшиеся для того, чтобы достигнуть этой экранной реальности. Просто поразительно.

Но один момент существенно подпортил впечатление от просмотра. Дорогим немецким сценаристам хотелось подарить групповой абонемент на курсы практической психологии. В конце фильма безумие войны подчеркивается масштабной стычкой советских боевых частей уже ПОСЛЕ объявления долгожданного мира, с оружием идущих друг против друга (причем с использованием танков и артиллерии!) из-за банальнейшего бытового спора командования, не поделившего женщину. Ребята, столь много выстрадавшие в этой изматывающей войне, прошедшие ее всю от начала и оставшиеся в живых - вдруг остервенело набрасываются на СВОИХ ЖЕ боевых товарищей, воевавших с ними бок о бок, и жертвуют своими жизнями ни за что - ?????

Мало того, что этот поворот сюжета больше всего похожа на бред сумасшедшего, еще и цепанувшего белочку, так сценаристы еще и сами себе противоречат. В начале фильма показывают случайную встречу советских и немецких боевых частей, столь яро ненавидящих друг друга и имеющих миллиард причин для этой ненависти, - и подчеркивают их откровенное нежелание продолжать проливать кровь за войну, которой больше нет, их обоюдные мечты о возвращении домой, к семьям, к мирной жизни - и тут такое.....В чем, спрашивается, логика? Да ни один измотанный войной солдат бы не стал бы проливать кровь зазря, снова жертвовать своей жизнью, когда война закончилась, и тем более поднимать ненавистное оружие против своих же ребят!

Зрительный зал, до этой сцены пребывавший под впечатлением от невероятно сильного и жизненного кино, даже не знал, как на это реагировать.